Общая система налогообложения (ОСНО) — это

Обязанность простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц платить установленные законодателем налоги и сборы подтверждается статьёй 57 Конституции Российской Федерации, допускающей также свободный пересмотр государством действующих ставок и видов налогов. Работодателю мало приучить сотрудников бухгалтерского отдела правильно указывать код вида документа для налоговой; ему необходимо выбрать систему налогообложения — проще говоря, список уплачиваемых в федеральный и муниципальный бюджеты взносов. Сделать это несложно — на сегодня предпринимателю доступно пять вариантов, переход на каждый относится к заявительным правам налогоплательщика.

Обычно ИП и владельцы небольших компаний выбирают упрощённые системы вроде УСН «Доходы минус расходы» или патента. Другие же бизнесмены в силу незнания или стремления к унификации останавливаются на общей системе налогообложения, или ОСНО. Каковы её особенности и как без лишних усилий перейти с одной системы на другую — смотрите далее.

Что такое общая система налогообложения?

Общая система налогообложения, называемая для краткости ОСНО, — это самый сложный вариант финансовой ответственности предпринимателя, предполагающий уплату последним максимального количества налогов и ведение полной отчётности (как налоговой, так и бухгалтерской). В отличие от вменёнки, ИП или компании, перешедшим на ОСНО, придётся уплачивать в рамках системы как минимум четыре вида налогов, не считая взносов в бюджет за сотрудников.

Основная система налогообложения — это список из нескольких налогов

Простыми словами, ОСНО обязывает индивидуального предпринимателя или владельца юрлица нести налоговое бремя без всяких упрощений — так, как это делают крупнейшие российские компании, холдинги или производства. Функционирование в рамках ОСНО — в большинстве случаев не обязанность бизнесменов, а результат их неосведомлённости о возможности перейти на другие системы. Такое право является заявительным: налогоплательщик, желающий сменить схему, должен самостоятельно предупредить Федеральную налоговую службу о своём решении, после чего дождаться одобрения надзорного органа.

Если компания по виду и организации своей деятельности, указанной в уставных документах, подходит под критерии одной из упрощённых систем, в переходе не может быть отказано; подробнее об этой процедуре будет рассказано в одном из следующих подзаголовков. Если же законной возможности нет, индивидуальному предпринимателю или владельцу юрлица придётся или задуматься о реорганизации, или платить налоги по общей системе, не подразумевающей никаких ограничений ни по штатной численности сотрудников, ни по верхней или нижней планке годового дохода, ни по другим параметрам.

В каких случаях использование общей системы налогообложения целесообразно:

  1. Работодатель по каким-либо объективным причинам или убеждениям не желает переходить на другие схемы — например, чтобы не сочетать с ними уплату НДПИ или других специфичных налогов.
  2. Индивидуальный предприниматель или владелец юрлица не имеет законного права перейти на упрощённую систему и при этом не хочет или не может ломать сложившееся устройство компании.
  3. Предполагается взаимодействие только (или по большей части) с контрагентами, также использующими основную систему налогообложения (ОСНО). Такое сотрудничество, в частности, позволяет уменьшить сумму перечисляемых в бюджет налогов на размер НДС, поступившего соответственно от продавца/поставщика услуг или покупателя/заказчика работ.
  4. Предполагается заключение торговых сделок за пределами страны. Соображения здесь аналогичны приведённым ранее: если компания закупает товары или получает услуги из-за рубежа или, напротив, реализует в другое государство свою продукцию или осуществляет там работы, из объёма уплачиваемых налогов (также в заявительном порядке) вычитается налог на добавленную стоимость, включаемый в стоимость продукции.
  5. Титульный вид экономической деятельности индивидуального предпринимателя или юрлица входит в категорию льготных. К таковым относятся производство сельскохозяйственной продукции, оказание населению социальных услуг, работа в медицинской и образовательной отраслях и так далее. Если возможность вычета из налога на прибыль перевешивает выгоды от перехода на упрощённую систему налогообложения, выбор очевиден — даже если впоследствии придётся вести более сложную отчётность.

Минусов у основной системы налогообложения, или ОСНО, ровно два: это непомерно сложная бухгалтерская и налоговая отчётность, а также, если для выбранного вида деятельности не предусмотрено льгот, — большая итоговая сумма выплачиваемых налогов.

Важно: насколько экономически оправдан переход с ОСНО на «упрощёнку» или обратно, решает сам владелец предприятия. Никто не вправе принудить его выбрать тот или другой вариант или воспрепятствовать обратному выбору, если тот осуществляется в соответствии с принятыми нормами и в установленные законодателем сроки.

Какие налоги сегодня уплачиваются на ОСНО?

Как уже объяснялось простыми словами, ОСНО — это не один налог, а совокупность нескольких, выплачиваемых по отдельности и, в зависимости от вида, в разные бюджеты (федеральный или муниципальный).

Важно: узнать, какие именно налоги в рамках основной системы налогообложения, или ОСНО, нужно платить, индивидуальный предприниматель или собственник компании может лично или через представителя в отделении Федеральной налоговой службы или воспользовавшись другим официальным путём — например, формой обратной связи на портале ФНС.

Налог на добавленную стоимость, или НДС, относится к непрямым (косвенным), поскольку высчитывается из стоимости производства товара, проведения работы или оказания услуги. Налог перечисляется в федеральный бюджет, после чего распределяется на общих основаниях.

Порядок определения суммы НДС, подлежащей уплате:

  1. Прежде всего следует вычислить сумму налога на добавленную стоимость исходя из выручки от реализации собственной продукции (оказания услуг или проведения работ).
  2. Затем — сумму НДС, которую можно вычесть из первого значения, на основе отчётности поставщиков закупаемых товаров или услуг.
  3. Наконец, руководствуясь статьёй 170, пунктом 3 Налогового кодекса Российской Федерации, — сумму налога на добавленную стоимость к восстановлению.
  4. Чтобы получить итоговое значение НДС, нужно сложить первый и третий показатели и вычесть из них второй. Результат и следует перечислить в государственный бюджет не позднее установленного срока.

Параметры уплаты НДС в рамках основной системы налогообложения:

  • тарифная ставка — 0% (для ИП и компаний, суммарный объём выручки которых за истекшие три месяца не превысил 2 миллионов рублей, в соответствии со статьёй 145 Налогового кодекса), 10% (для льготных категорий налогоплательщиков) или 18% (для остальных);
  • срок и периодичность уплаты налога — раз в три месяца (квартал), не позднее 25 числа нового месяца;
  • налог на добавленную стоимость может уплачиваться как целиком, в первый месяц по истечении квартала, так и частями, по одной трети каждый месяц.

Перечисление НДС в федеральный бюджет сопровождается составлением отчётности по установленной законодателем форме.

Налог на доходы физических лиц — прямой, поскольку отчисляется со всей суммы дохода; он поступает, как и НДС, в федеральный бюджет и вычисляется индивидуальным предпринимателем или организацией самостоятельно.

В результате сумма НДФЛ, подлежащая выплате в федеральный бюджет, рассчитывается как разница между полученным физическим лицом доходом, авансовыми выплатами и имеющими официальное основание вычетами, умноженная на установленную законодателем ставку. В настоящее время она составляет для граждан и налоговых резидентов России 13%, а для остальных категорий работников — 30%.

Налог на доходы физических лиц выплачивается работодателем за себя (если это индивидуальный предприниматель) один раз в год по следующей схеме:

  • если требований по авансовым платежам не было предъявлено — до 15 июля календарного года, следующего за отчётным;
  • авансовые отчисления: за первые полгода (два квартала) отчётного периода — до 15 июля того же года, за третий квартал — до 15 октября того же года и за заключительный квартал — до 15 января следующего за отчётным года.

На основании вычислений НДФЛ составляется отчётность по форме 3-НДФЛ, а для вновь начавших работу индивидуальных предпринимателей — по форме 4-НДФЛ (единоразово).

Ещё один прямой налог, взимаемый с прибыли юридического лица. Порядок использования налоговых вычетов приводится в 25-ой главе Налогового кодекса, а для получения окончательной суммы достаточно перемножить два показателя: облагаемую базу (прибыль, или разницу между доходами и документально подтверждёнными расходами) и налоговую ставку, которая на сегодня составляет 20%.

В отличие от налога на доходы физических лиц, налог на прибыль складывается из двух компонентов:

  • 3% (0% для льготных категорий налогоплательщиков) уходят в федеральный бюджет;
  • 17% (от 12,5% до 17% по решению органов местного самоуправления) идут в региональный бюджет.

Налог на прибыль исчисляется и выплачивается компанией раз в год не позднее 28 марта следующего за отчётным года; авансы, если предприятие входит в список налогоплательщиков, приведённый в статье 286 Налогового кодекса, — не позднее 28 числа календарного месяца, следующего за отчётным кварталом. На основании калькуляций составляется отчётность по налогу на прибыль, которая направляется в Федеральную налоговую службу одновременно с деньгами.

Это также прямой налог, базой для расчёта которого служит стоимость используемой в работе индивидуального предпринимателя или юрлица собственности. Деньги поступают непосредственно в региональный бюджет, при этом ИП освобождены от необходимости вести самостоятельные расчёты и производят уплату согласно уведомлениям из ФНС, а юридические лица должны сами калькулировать подлежащие уплате суммы.

Для этого используется несложная формула: размер налогооблагаемой базы умножают на действующую ставку налога, после чего из получившегося значения вычитают сумму внесённых в течение года авансов.

На 2018 год ставка налога на имущество составляет:

  • для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — 0,1%–2%;
  • для юридических лиц — до 2,2%, в том числе до 2% от кадастровой стоимости недвижимости.

В обоих случаях окончательная ставка устанавливается органами местного самоуправления соответствующего региона.

Налог на имущество выплачивается и индивидуальными предпринимателями, и юрлицами раз в календарный год:

  • первыми — до 1 декабря года, следующего за отчётным;
  • вторыми — в соответствии со сроками, установленными в субъекте регистрации.

Годовая отчётность по налогу на имущество сдаётся юридическими лицами не позднее 30 марта следующего года; индивидуальные предприниматели от такой обязанности совершенно освобождены.

Как совершить переход на ОСНО?

Предприниматели или юрлица могут перейти на основную систему налогообложения на следующих основаниях:

  1. Если до этого они находились на УСН, которую чаще всего называют «упрощёнкой», — подав соответствующее заявление в Федеральную налоговую службу в пятнадцатидневный срок по истечении квартала, когда было выявлено несоответствие критериям УСН, или до 1 января следующего года, если было принято решение о добровольном переходе. Форма документа — 26.2-2 (сообщение об утрате права на использование упрощённой системы налогообложения) или 26.2-3 (уведомление об отказе от «упрощёнки»).
  2. Если использовался единый налог на вменённый доход, или ЕНВД, — подав заявление по форме ЕНВД-3 (для предприятий) или ЕНВД-4 (для индивидуальных предпринимателей) до истечения пятидневного срока с момента выявления утраты права на ЕНВД или, если решение было принято в добровольном порядке, в течение того же срока с начала нового календарного года.
  3. Если применялась патентная система налогообложения, или ПСН, переход на основную систему может происходить автоматически после окончания действия полученного предпринимателем патента (в этом случае никаких документов в налоговую инспекцию предоставлять не нужно) или, при утрате возможности использования ПСН, — до истечения десятидневного срока с соответствующего момента (в ФНС направляется форма 26.5-3).
  4. Если до этого ИП или юрлицом использовался единый сельскохозяйственный налог, или ЕСХН, — в течение пятнадцатидневного срока с начала следующего календарного года. Если переход вызван несоответствием критериям ЕСХН, заполняется форма 26.1-2, то есть сообщение об утрате права на применение единого сельхозналога; если он связан с добровольным решением налогоплательщика, в Федеральную налоговую службу направляется форма 26.1-3, то есть уведомление об отказе от использования ЕСХН.

Совет: чтобы не терять время, оформляя новые документы и собирая дополнительные справки, налогоплательщику настоятельно рекомендуется перед подачей заявления проконсультироваться со специалистом ФНС касательно срока подачи и используемых бланков заявления. Отечественное законодательство регулярно меняется, и может оказаться, что перечисленные выше формы перестали соответствовать требованиям налоговой или нуждаются в дополнительных бумагах.

Отчётность и налоговые выплаты на ОСНО

Налогоплательщику, находящемуся или перешедшему на ОСНО, необходимо, помимо уплаты налогов в полном объёме, своевременно представлять в налоговую инспекцию требуемые ею документы. Самые важные из них будут перечислены ниже.

Индивидуальный предприниматель, который, как и физическое лицо, обязан платить НДФЛ и освобождается от перечисления в бюджет налога на прибыль, должен подавать в ФНС следующие отчётные документы:

  1. Декларацию по уплате налога на добавленную стоимость, или НДС. Как уже было указано, декларация предоставляется в налоговую инспекцию в срок до 25 числа следующего за окончанием квартала календарного месяца. Налог может быть внесён как сразу в полном объёме, так и в течение трёх месяцев равными долями. Например, если исчисленный НДС за второй квартал составил 30 тысяч рублей и предприниматель решил платить его равными долями, ему следует до 25 июля перечислить в бюджет 10 тысяч рублей и такие же суммы — до 25 августа и 25 сентября соответственно.
  2. Декларацию по уплате налога на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ. В отличие от самого налога, перечисляемого в бюджет до 15 июля следующего календарного года, отчётность направляется в ФНС до 1 мая следующего года. Декларации по авансовым отчислениям, если таковые используются, пересылаются в налоговую инспекцию не позднее 15 июля того же года (первые два квартала), 15 октября того же года и 15 января следующего года соответственно.
  3. Декларацию по уплате налога на имущество. Отчётность по этому виду налога индивидуальным предпринимателем не формируется; Федеральная налоговая служба самостоятельно направляет ему уведомление о необходимости уплаты. Отчисления в бюджет совершаются вплоть до 31 октября следующего календарного года.
  4. Другие декларации, если этого требует основной или дополнительный вид экономической деятельности.

Юридическое лицо должно направлять в ФНС следующие отчётные документы:

  1. Декларацию по уплате налога на добавленную стоимость. Сроки подачи документа и порядок осуществления выплат аналогичны описанным в предыдущем разделе для индивидуальных предпринимателей.
  2. Декларацию по уплате налога на прибыль организаций. Представляется в Федеральную налоговую службу вплоть до 28 марта следующего за отчётным года. Если используется система авансовых платежей, компания должна направлять соответствующие декларации до наступления 28 числа каждого календарного месяца, следующего за отчётным. Сроки перечисления денег в бюджет совпадают со сроками подачи декларации.
  3. Декларацию по уплате налога на имущество. В отличие от индивидуальных предпринимателей, юридические лица самостоятельно проводят калькуляцию этого вида налогов и отсылают в ФНС декларации не позднее 30 января идущего за отчётным года или, если это предусмотрено местным законодательством, не позднее 30 числа месяца, следующего за окончанием квартала — соответственно апреля, июля, октября и января нового года.
  4. Другие декларации в соответствии с видом экономической деятельности предприятия.

Совмещение ОСНО с другими системами налогообложения

Как следует из Налогового кодекса, индивидуальный предприниматель наделяется правом совмещать основную систему налогообложения с патентной и единым налогом на вменённый доход. Юридические же лица могут совмещать ОСНО исключительно с единым налогом на вменённый доход.

Совет: узнайте, как проверить налоговую задолженность по ИНН.

Подводим итоги

Основная система налогообложения, или ОСНО, — это список из нескольких основных налогов, которые должен уплачивать индивидуальный предприниматель или владелец юрлица. Это самая сложная система, применять которую выгодно или при взаимодействии с другими контрагентами, использующими ОСНО, или если есть возможность получить налоговую льготу. И к ИП, и к юрлицам по умолчанию применяется основная система налогообложения, перейти с которой на упрощённые можно, соответствуя выдвигаемым законодателем критериям и написав соответствующее заявление в ФНС.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны не только в срок и в полном объёме выплачивать установленные налоги, но и подавать в налоговую инспекцию декларации по ним. ИП в общем случае следует направлять в ФНС отчётность по НДФЛ, НДС и налогу на имущество; ООО — по налогу на прибыль, НДС и налогу на имущество для юрлиц. Переход с других систем на ОСНО осуществляется при выявлении несоответствия критериям или на добровольной основе путём подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию.

Оцените статью
Составление и образцы резюме на приема на работу