Порядок осуществления государственного управления охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется с целью проверки и улучшения условий работы сотрудников предприятия. В процессе управления определяются приоритетные направления политики в сфере охраны труда, касающиеся составления нормативных правовых актов, норм безопасности производственного процесса, а также защиты прав работников.

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Нормативная база

Основы управления охраной труда определяет статья №216 ТК РФ, где указано, что оно может осуществляться как правительскими, так как уполномоченными федеральными органами. Все решения, которые принимаются на месте, должны быть согласованы с вышестоящей инстанцией.

Также исполнение контрольных, надзорных и регулирующих функций может быть прерогативой органов местного управления, которые соблюдают законы местных субъектов. Однако эти органы могут действовать только в рамках своих полномочий.

Цели

К задачам, которые предусматривает государственный контроль над охраной труда, относятся:

  • формирование и осуществление государственной политики по охране труда в различных сферах производства;
  • составление планов улучшения ОТ, при этом речь идет как об общероссийских, так и о местных программах;
  • содействие в защите прав сотрудников во время выполнения трудовых обязательств;
  • устранение всех нарушений, имеющих отношение к ОТ.

Осуществление контроля

Кто осуществляет государственное управление охраной труда? Он может проводиться как на федеральном, так и региональном уровне.

Федеральный уровень контроля

На данном уровне управление производится Министерством труда и соцзащиты. В число правительственных полномочий входит контроль над управлением в контексте его соответствия положениям Федеральных целевых программ. Также определяются нормы безопасности в разных сферах производства, особенности составления экспертной оценки и т. д.

Министерство труда – это высший федеральный орган. Существуют и другие инстанции, которые могут управлять охраной труда на федеральном уровне, однако они должны согласовывать свои действия с Минтруда РФ.

Региональный уровень контроля

В данном случае управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется уполномоченными органами, которые обязуются следить за исполнением федеральных указов. Нормы эти органы не устанавливают, поэтому они действуют только в рамках Федеральных целевых программ.

Важно! На региональном уровне также могут разрабатываться и отдельные нецелевые программы. Они нацелены на усовершенствование сферы охраны труда и произведение эффективного контроля.

Служба охраны труда

Регулированием функционирования службы занимается уполномоченное лицо, которое занимает должность руководителя организации, при этом на определение направлений работы службы влияют следующие факторы:

  • количество сотрудников;
  • сфера работы;
  • уровень опасности и т. д.

Потребность в создании появляется только у тех компаний, штат которых состоит из более 100 сотрудников. Руководителем назначается инженер по охране труда, который прошел предварительную подготовку и имеет достаточный опыт работы в области, чтобы выполнять трудовые обязанности. Что касается небольших предприятий, то в них управлением занимается уполномоченный штатный сотрудник, причем подобные обязанности могут возлагать на работника только на основе его письменного согласия.

Управлением ОТ могут заниматься организации, с которыми компания заключает договор для проведения инструктажей, контроля и т. д. Таким образом, нет надобности в создании местной службы.

Экспертиза труда

Экспертиза проводится по инициативе правительства, чтобы проконтролировать уже проведенную (!) оценку условий работы сотрудников на предприятии. После экспертизы устанавливается качество предварительного контроля, обеспечение гарантий лицам для работников в производственных условиях повышенной опасности и соответствия реального положения дел установленным требованиям.

Нормативные акты

В перечень нормативных актов, которые были изданы Минздравом РФ, входит:

  • список медицинских противопоказаний (особенно это касается производства с повышенным уровнем опасности);
  • план проведения медицинского обследования сотрудников;
  • список документов, который должен предоставляться уполномоченному лицу для проведения экспертизы;
  • допустимые тяжести для несовершеннолетних работников;
  • контроль над знаниями сотрудников основ техники безопасности;
  • положение о порядке расследования аварийных производственных ситуаций;
  • порядок выдачи профилактического питания;
  • виды инструктажей по охране труда;
  • требования к обеспечению защиты работников;
  • перечень возможных производственных травм и заболеваний;
  • алгоритм заключения коллективных трудовых договоров.

Главным органом РФ, осуществляющим контроль над охраной труда, является Роструд, работу которого контролирует Минздрав. Работа Роструда регулируется правительским указом №324. Другой уполномоченный орган – Роспотребнадзор, который контролирует выполнение гигиенически-санитарных норм и обеспечивает защиту прав потребителей. Росздравнадзор фокусирует внимание на правильности проведения медико-социальной экспертизы. К примеру, это относится к случаям, когда работник в процессе исполнения трудовых обязательств получает производственную травму и теряет работоспособность.

Федеральный контроль не ограничивается вышеуказанными министерскими инстанциями. Он представляет собой сложною структуру подразделений, которые охватывают самые разные аспекты охраны труда.

Средства повышения безопасности труда

В РФ обеспечение безопасности работников – приоритетная задача органов как регионального, так и федерального контроля. Существуют две главные группы средств обеспечения эффективного труда – психологические и этические.

Психологические средства

В процессе производства важно уметь принимать правильные решение. В частности, это относится к руководителю цеха или филиала, который должен оперативно оценивать ситуацию, быстро мыслить и уметь организовать рабочий коллектив. Важно избегать чрезмерного психологического напряжения, поскольку это может привести к повышению опасности производств и аварийным ситуациям. Психологические средства позволяют:

  • определить психологический климат в подразделении компании;
  • обеспечить продуктивную совместную работу сотрудников;
  • эффективно проводить подбор кадров;
  • разумно использовать трудовые ресурсы;
  • избегать стрессовых ситуаций во время производства.

Этические средства

Работа в коллективе требует построения эффективных взаимоотношений между работниками, что является одним из аспектов ОТ. Неудовлетворительные взаимоотношения между сотрудниками нарушают производственный процесс. Для установления положительных межличностных отношений используются этические средства.

Этические средства урегулирования отношений в коллективе как одно из направлений охраны труда подразумевают различные формы сотрудничества (подчинение, кооперация, сотрудничество). Причины нарушений отношений можно разделить на производительные, организационные, технические.

Работники обязуются соблюдать трудовую дисциплину и поддерживать здоровую рабочую атмосферу в коллективе. Основные принципы охраны труда подразумевают, что отношения между руководителем и подчиненным должны основываться на гуманистических принципах. Начальник структурного подразделения обязуется заботиться о психическом и физическом здоровье каждого сотрудника. Для этого он должен создать надлежащие условия работы. Для эффективного производства важны объективная требовательность и взаимное доверие.

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Оцените статью
Составление и образцы резюме на приема на работу